В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества авторская программа по психологии. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Прививая подрастающему поколению современные демократические ценности, новое понимание гражданственности, мы развиваем в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью мы понимаем:
Умение принимать решение и делать выбор;
Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;
Веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;
Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения;
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Программа направлена прежде всего на формирование и развитие психосоциальной компетентности старшеклассников, так необходимой для успешного функционирования в обществе.
Можно выделить ряд общекультурных навыков, составляющих психосоциальную компетентность человека:
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности– способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются основой для формирования чувства собственного достоинства.
Навыки позитивного общения– способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
Навыки самооценки и понимания других– способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какими они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
Навыки управления и самоуправления собственными эмоциями, эмоциональными состояниями – способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Навык самостоятельного принятия решения– способность принимать конструктивные, взвешенные решения.
Навык решения проблемных ситуаций–умение справиться с проблемами.
Навыки работы с информацией– способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Навыки творчества– способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Цель программы: Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, развитие навыков социальной компетентности учащихся, отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Задачи:
способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;
развить навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;
развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;
отработать различные стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ;
обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;
обучить приемам творческого преодоления конфликтов.
Структура программы:
Программа рассчитана на преподавание в классе обычной наполняемости – один урок в неделю.
Методология программы:
Методической особенностью данного программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной программы является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры. Выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель чаще выступает как фасилитатор, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Особенности содержания курса «Психология общения» (11 класс).
Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование конструктивного общения, развитие социальной компетентности, повышение сопротивляемости стрессу, отработка навыков уверенного поведения, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса.
Структура урока:
Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода урока: объявление целей и задач урока, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.
Методы и техники, используемые на занятиях:
· Мини-лекции.
· Дискуссии.
· Релаксационные методы.
· Метафорические притчи и истории.
· Психофизиологические методики.
· Упражнения с элементами арттерапии.
· Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания