Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest (рус. Герои Меча и Магии: Стратегический Квест) — компьютерная игра в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG, родоначальник серии игр Heroes of Might and Magic. Была разработана и выпущена 31 августа 1995 года компанией New World Computing, которая на тот момент являлась самостоятельной компанией.
Локализацией игры в России занималась компания Бука. Впервые русская версия игры была выпущена 17 апреля 2003 года под названием «герои меча и магии 1 играть» в составе сборника «Герои меча и магии. Платиновая серия» на волне популярности третьей части серии.
Первая часть Heroes of Might and Magic заложила фундаментальные основы геймплея всей серии. С другой стороны, за его основу разработчики взяли механику собственной игры King’s Bounty, выпущенной в 1990 г. Последняя, в свою очередь, была в немалой степени вдохновлена настольными ролевыми играми 1970-80 гг., прежде всего – сеттингом Dungeons & Dragons. После выпуска Might and Magic V: Darkside of Xeen, в финале которой, наконец, была завершена сюжетная линия о противостоянии Шелтема и Корака, руководитель New World Computer, Джон Ван Канегем, задумался о новом жанровом направлении в сеттинге Might & Magic: пошаговой стратегии, тем более, что определённый опыт её разработки компания уже имела: King’s Bounty. Эта игра стала весьма популярна в своё время и поэтому было решено развивать основы её геймплея в своего рода ответвлении от основной серии, получившем рабочее название Heroes.
Была запланирована тщательная проработка графического стиля и усложнение игрового процесса: ведущим геймдизайнером был назначен Фил Стейнмаер, помогали ему сам Канегем и даже его супруга Дебби. К слову, именно она в своё время стала идейным вдохновителем строго фэнтезийной King’s Bounty. Над созданием карт и объектов трудились сразу три художника, работу над интерфейсом поручили ещё двум сотрудникам. Писать музыку впервые наняли Роба Кинга и Пола Ромеро. Последний впоследствии станет бессменным композитором всех остальных игр серии. Общий штат разработчиков составил на этот раз более 10 человек.
Сразу после релиза в конце лета 1995 г. первые же отзывы восхищённых игроков отмечали превосходную анимацию и приятную цветовую гамму, ведь игра использовала передовую на тот момент 256-цветную SVGA-графику (разрешение 640х480). Игра, создаваемая прежде всего под ОС MS-DOS, не имела редактора карт, он появился только с выходом игры на Windows 95. С этим же изданием были добавлены генератор случайных карт, саундтрек, новые сценарии, а также оригинальная King’s Bounty.
Стоит отметить также, что изначально задуманная как пробное ответвление от основной серии, игра всё же не имела никаких сюжетных связей с первоисточником. Внимательные игроки смогли заметить лишь отсылки и косвенные упоминания, вроде имён героев, названий городов фракций или элементов интерфейса.